Фигурное катание – это, бесспорно, красивый и зрелищный вид спорта. Понятие «фигурное катание» означает умение двигаться на коньках, обязательно в красивой позе, при этом вычерчивая различные рисунки или фигуры на поверхности льда. Но что стоит за красивым выступлением фигуриста? Фигуристы посвящают своей физической подготовке большую часть жизни, а мы уже видим на льду только результаты их многолетней работы − виртуозные прыжки, сложные пируэты и невероятные акробатические элементы. А это тяжелый труд с серьезными нагрузками на организм.
Для занятия этим видом спорта необходимы определенные качества: терпение, трудолюбие, упорство и физическая выносливость. Чтобы стать профессиональным фигуристом, ребенок должен начать заниматься с самого раннего детства. Родители приводят на лед детей в возрасте 4-5 лет, и начинающих фигуристов тренер оценивает в первую очередь по внутренним качествам, а не по таланту и умению стоять на коньках. Для фигурного катания не менее важны физиологические данные спортсмена, его рост и вес. Чем меньше эти значения, тем проще спортсмену выполнять технически сложные элементы. У высоких фигуристов риск травм, падений и растяжений намного больше.
Для того чтобы откатать программу продолжительностью в 4 минуты, нужна хорошая физическая подготовка. Чтобы развивать выносливость, фигуристам необходимо отдельно заниматься бегом и показывать в нем достаточно высокие результаты. Так, например, норматив для спортсмена-фигуриста в детско-юношеской школе – 1200 метров менее чем за 4 минуты. Для выполнения элементов, связанных с вращением, большое внимание уделяется развитию у спортсменов вестибулярного аппарата. Малейшая ошибка в движении головой приводит к снижению качества элемента, выполняемого на льду, а это в свою очередь ведет к потенциально низким оценкам от профессиональных судей на соревнованиях. В фигурном катании также очень важна гибкость, поэтому спортсмены, занимающиеся этим видом спорта, постоянно тренируют растяжку. Для фигуристки норма − уметь поднимать прямую ногу на 120−130 градусов, а это уровень растяжки не хуже, чем в балете.
Во время исполнения различных технических элементов, часть из которых составляют сложные многооборотные прыжки, спортсмен испытывает нагрузки, сравнимые с нагрузками космонавтов. Этот красивый и одновременно завораживающий вид спорта связан со скоростью и исполнением технических элементов, а значит, во время тренировок и самого выступления спортсмен испытывает различного рода перегрузки:
Плотный график спортсмена не позволяет ему надолго расслабиться. После физических нагрузок отдых обычно длится не более 3−4 дней. А вот для восстановления после психологических нагрузок спортсмену иногда нужно до двух−трех недель. Участие в соревнованиях – это всегда стресс для фигуриста, а про Олимпиаду и вовсе не стоит говорить, там нервное напряжение просто зашкаливает! После выступлений спортсменам приходится давать интервью, отвечать на вопросы перед телекамерой. Также накладываются внутренние переживания и оценка своего выступления, особенно если что-то пошло не так, как было запланировано изначально. Между турнирами есть дополнительные выездные туры с показательными выступлениями, а также различные телешоу и передачи. В итоге на восстановление времени спортсмену практически не остается.
Из года в год тренеры добавляют в программы своих подопечных новые элементы, усложняют уже имеющиеся и оттачивают все более сложные прыжки. Если раньше для одиночного женского катания верхом мастерства было исполнение каскада из тройного лутца и тройного тулупа, то на сегодняшний день для Олимпийских игр трех оборотов в прыжке для победы явно будет мало. В женском катании стали появляться четверные прыжки, чего раньше никогда не было. Такой элемент могли выполнять только мужчины, да и то только начиная с 1988 года. Сегодня же тренеры ставят такую сложную задачу даже перед юными спортсменками, но, конечно, этот коварный элемент покоряется далеко не всем и не всегда.
Работа на льду во время отработки элементов программ в большинстве своем идет с усилием на одну половину тела, поэтому асимметрия в фигуре спортсмена и искривление позвоночника – это обычные издержки профессии фигуриста. Чрезмерные нагрузки на тренировках и во время самих выступлений становятся причинами серьезных травм на льду. Любителям фигурного катания хорошо известны истории Татьяны Тотьмяниной, Елены Бережной, Евгения Плющенко и Алексея Ягудина. Всем им пришлось пройти через боль, операции и долгое восстановление. Однако их имена навсегда будут вписаны в историю фигурного катания.
Любой вид спорта связан с риском для здоровья спортсмена, и фигурное катание не исключение. Красота и легкость, с которой выполняют сложнейшие элементы спортсмены, их обаятельные улыбки во время выступления – все это результат упорного труда и работы над собой и своим телом. Большие нагрузки, жесткий график тренировок – это трудности, которые готовы преодолеть спортсмены в обмен на участие в Олимпиаде или в другом престижном соревновании и надежду однажды стать чемпионом и подняться на пьедестал. Теперь, зная все сложности из жизни фигуристов, Вы по-другому посмотрите на выступления фигуристов. Их танцевальные программы будут вызывать еще большее восхищение и уважение к огромной проделанной работе по подготовке идеально красивого выступления на льду.